Кырым татарлары.

Автор:
Опубликовано: 4272 дня назад (15 августа 2012)
Блог: Алтын
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
у меня мама казанская татарка, отец крымский, и скажу я вам что отличаются эти народы примерно так же как русские отличаются от чехов, болгар, сербов или любого другого славянского народа
В Казани нужен памятник хану Батыю.Давайте думать как поставить | Ногаи в истории татар и башкир
0 # 25 сентября 2012 в 06:43 0
Бекир Чобан-заде родился 27 (15) мая 1893 года в семье пастуха. После окончания новометодной школы-рушдие в 1908 году благодаря помощи Абдурешита Meдиева продолжил свое образование в Стамбуле, В Турции он приобщился к общественно-политической деятельности обучавшихся там крымскотатарских студентов.

В 1914 году вернулся в Крым, но вскоре уехал в Одессу для усовершенствования своих знаний по русскому языку. Оттуда его отправили на австро-венгерский фронт, где он попал в плен. Благодаря знаниям языков был принят на историко-филологический факультет Будапештского университета, который окончил в 1918 году. В этом университете он защитил докторскую диссертацию, до отъезда на родину преподавал турецкий язык в Восточной академии.

8 июля 1920 года Бекир Чобан-заде окончательно покинул Будапешт и через Турцию возвратился в Крым. В Симферополе преподавал на факультете востоковедения Таврического университета, где был утвержден в звании профессора.

Летом 1924 года ученый был приглашен в Баку, где преподавал в Азербайджанском госуниверситете.

Репрессии 1928 года затронули Бекира Чобан-заде в Баку. Он подвергся клеветническим нападкам, травле со стороны властей. Но, несмотря на чудовищный пресс, он продолжал преподавательскую и научную деятельность как в университете Баку, так и в вузах Узбекистана. Был избран действительным членом Академии Наук СССР.

Научные труды ученого насчитывают более 150 статей и монографий по тюркологии и литературоведению. Литературное творчество Б. Чобан-заде богато и разнообразно. А первым его литературным произведением была поэма «Ананъ къайда?», напечатанная в сборнике «Яш татар язылары», изданного в 1913 году в Турции.

Время его пребывания в Будапеште - один из плодотворных периодов в творчестве поэта. Здесь им были написаны многие стихотворения в романтическом стиле. В 20-х годах в Крыму, а затем и в Баку поэт продолжает писать стихи, хотя и в меньшем количестве, нежели в Венгрии. Возможно, это связано с активной научно-педагогической деятельностью, а позднее клевета и репрессии играют негативную роль в творчестве поэта.

Авдет. -2002. - 9 окт.

«Если даже сейчас написанное мной никому не интересно, то, тем не менее, оно отражает судьбу исчезающего, надломленного и ограбленного крымскотатарского народа. Если случится так, что судьба обратится лицом к Крыму, и крымский татарин будет искать крымского татарина, вот тогда мои произведения увидят свет и будут востребованы.

А если так и не случится, не страшно. У крымских татар не осталось ни флага, ни славы, ни земли, пусть же и несколько моих бессонных ночей, туманных, печальных дней забудутся… Мне хватит того, что сейчас я пишу эти строки.
0 # 25 сентября 2012 в 11:38 0
Татары -это древний этноним которым веками назывался народ крыма .
Можно привести массу документов ханского периуда где ханы свой народ называли "татарами" ,вы пройдитесь по крыму и спросите у татар "ты татарин" и тебе ответят" да" за исключением может быть одного двух .посмотрите передачи на кр. татарском языке где народ себя величает "Татар халкы" и мало когда услышите слово "Крымцы" по отношению к кр.татарам.
Это сегодня пара тройка политиков пытаються навязать народу -эту выдумку "Крымцы",не задумываясь над тем ,что слово "крым "так же имеет татарские корни.Могу првести примеры ;Крым на кубани,Кара Карым в монголии,Кремль -так же означает Крым в итальянской трансклипции так как архитектор Крыма в Москве был итальянцем,отсюда крымский мост ведущий в Крым(кремль).Крым в переводе с тюркско-татарского означает селение ,город огражденный забором т.е крепость
И обозначение крымский ,астраханский,казанский,сибирский ,мещарский -это всего лишь обозначение местности проживания,также как и москавит.
0 # 26 сентября 2012 в 00:30 0
.

По воле Токтамыш-хана в 1380-х годах большое количество кочевых татар бывшего улуса Ногая (из Причерноморья и Крыма), была переведена на земли между Волгой и Уралом. Сведения об этом переселении сохранились в текстах шеджере Габдуллы-хана, Кара-бека, Буркут-бека, Кара-ходжи, Хасана-Хусаина и др., а также в топонимических названиях Чатыр-тау, Кирмень, Кизлев, Балыклы, Урум, Суук-су, Чембели к др. Главная масса переселенцев прибыла в Среднее Поволжье. Переселенцы овладели полностью Булгарским улусом. Улусным бием тогда был назначен бывший золотоордынский правитель Габдулла-хан, или по-другому Кара-би, Улус-би.
Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились особенно в легендах шеджере Габдуллы-хана (Кара-бека). Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).
Орда Габдуллы-хана состояла из татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков, выходцев из Мангупа и др. По сегодняшний день, потомки переселенных с улуса Ногая в конце 14 века кочевых татар, называют себя татарами.
http://ahmetjanov.narod.ru/
0 # 26 сентября 2012 в 07:57 0
http://kitaphane.crimea.ua/pomni-rod-svoi-svoikh-pre...

Помни род свой, своих предков

Крымское республиканское учреждение

«Крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского»
Серия: «Краеведение: сохранение и развитие исторической памяти и любви к родному краю»

«Помни род свой, своих предков»

Всякая страна, всякое общество имеет свою элиту. Не было тут исключением, и Крымское ханство. Помимо правящей ханской династии, в Крымском ханстве существовали и знатные роды. Некоторые из них отличались особо древними корнями и могуществом. Главы этих родов беи – наряду с Крымскими государями – ханами вершили судьбы страны. Представители династий Гераев, Ширинских, Яшлавских, Мансурских, Булгаковых – Муфтий-заде и др. своими ратными подвигами прославили Крымское ханство далеко за его пределами.

http://www.booksbooksbooks.ru/download/ishak.pdf

Основные крымские кланы - ширин, аргын, барын, мангыт (мансур), кыпчак, затем позже салджиут составили ядро совр. крымцев. Из этих кланов у казахов имеется аргын, мангыт (мангытай) и кыпчак. Правили чингизиды-торе - еще один род, который нас объединяет. Про крымских ногаев я вообще не говорю, то, что они нам ближайшие братья, это само собой разумеющееся.

Скифы, сарматы и аланы сыграли большую роль и в формировании совр. казахов, поскольку они являлись древним населением не только Крыма и Причерноморья, но и много восточнее - Волги, Урала, Эмбы и Тургая (т.е., территории Казахстана).

"А что касается каких-либо родственных связей между къырымлы и казахами напишу следующее: связующим звеном является субэтнос къырымлы ногаи, кипчаки крымцы.
0 # 26 сентября 2012 в 22:50 0
Гиреи (Гераи, Гираи; крым. Geraylar, ; ед. ч. — Geray, ) династия ханов (чингизиды), правившая Крымским государством с начала XV века до присоединения его к Российской империи в 1783 году.Основателем династии был первый хан Крыма Хаджи I Гирей,(он же основатель семьи кучер) в результате долгой борьбы добившийся независимости Крыма от Золотой орды. Существует несколько версий родословной Хаджи Гирея, вызывающих споры среди историков. Согласно наиболее распространённой версии, Гиреи происходят из Тугатимуридов от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша. Старший сын Джанак оглана, Ичкиле Хасан оглан, отец Улу Мухаммеда, родоначальника династии Казанских ханов.Некоторые представители династии занимали также престол Казанского, Астраханского и Касимовского ханств.Девлет I Гирей известен своими войнами с Иваном Грозным. Последним Гиреем на крымском троне был Шахин Гирей, который отрёкся от престола, переехал в Россию, а затем в Турцию, где был казнён. Существовала побочная линия Чобан Гиреев, один из представителей которой — Адиль Гирей — занимал крымский престол.Многие представители династии переселялись на Западный Кавказ и влились в адыгскую аристократию.

Сегодня одним из претендентов, заявляющих о себе как о наследнике престола, является живущий в Лондоне Джеззар Памир Гирай.



Адресовано благородному Татарскому народу,
который является великой АЛТЫН ОРДУ.

Существуют не так много народов в мире, которые могут предъявить права на такое грандиозное наследие, как можете вы. Также немного существует народов, которые перенесли столь трагические испытания с подобным достоинством. Всех, кто стали свидетелями событий нескольких последних лет со времен Перестройки, переполняет восхищение и они преклоняются перед вашим традиционным трудолюбием и эмоциональным самообладанием.

Меня же, предстоящего перед величественным примером, явленным Вами, в равной мере переполняют чувства печали и радости. Но поскольку мы входим в новое тысячелетие, то нет места для печали.

Наша великая история зародилась на пороге последнего тысячелетия со славной жизнью нашего прародителя Повелителя Чингисхана. Не только, однако, наш величественный Повелитель завоевал мир и создал величайшую империю в мировой истории, которая простиралась от сердца Европы до берегов Кореи, также он был основателем величайших цивилизаций в истории человечества, включавших династии Юань в Китае, Моголов в Индии, Хулагидов в Персии и, конечно, нашу собственную Золотую Орду.

Мы должны теперь посмотреть в будущее, и у нас есть это будущее. Дух нашего Повелителя Чингисхана, несомненно, живет с нашей кровью.
Возрождение всех Татар начинается с новым тысячелетием!

Ваш покорный слуга,

Джеззар Гирай
0 # 27 сентября 2012 в 15:12 0
Айдын Шемьи-заде

Маленькая национальная поэма

Посвящаю соратникам по Первой организации
крымскотатарского сопротивления.
...........
5.
Да, мы вернулись в наш родимый дом,
А в доме нашем пахнет воровством.
И слышится разбойный пересвист –
То буйствует коммуно-шовинист.
Фантомная его терзает боль -
Имперская сошла со сцены роль.

Вы как осот во ржи, вы, люди с черной кровью!
Смените крови цвет, придите к нам с любовью!
И мы забудем зло. Мы скажем вам «Селям!».
Обычай наш – почтение к гостям.

НАМ КАЖДЫЙ ДРУГ И БРАТ ,НО БОЛЕЕ ВСЕХ ТОТ,
КОГО СЕГОДНЯ МИР ТАТАРИНОМ ЗОВЕТ

Столетий прочный сплав – народ судьбы одной,
Со славой общею и общею бедой.
0 # 28 сентября 2012 в 02:07 0
QIRIMA YALIIZ TATARNI AQQI BAR!

Yeergen gl baa sebepsiz soldm?

Bili - baht kunei vaqtsz batar.

Ey, islm alemi! Haberi oldm?

Yurtundan quvulan qrml tatar.

Gunasz bir qun yuvas alnan

Deseler, bu keder dertke dert qatar.

Tatarn vatan elinden alnan -

Bu dertni ekermi, biare tatar?

Milletim Uralda, Sibirde ekiir,

Canndan ayrlr, zindanda yatar.

Qrma emeknen qazanan aqqndan

Bir vaqt ayrlmaz qaraman tatar.

Umt i kesilmey, yasa da yamur, qar,

Alemge baht berip, aydn ta atar.

Qrma yalz tatarn aqq bar,

Qrmn saibi - tatardr, tatar!

Mehmet Sevdiyar

kaynak:

http://qumursqa.blogspot.com/2008/03/qirima-yaliiz-ta..
0 # 28 сентября 2012 в 11:08 0
http://tatar-tatarman.blogspot.com/2009/12/qart-dunay..

Unutmam

Unutmam,unutmam,
Unutmam on men,
Anam,babam,kartbabam
Milletm Tatar eken;

Namman,amman hur yaagan
Kartbabalarmz bolgan,
Kalkka kore bek balaban
Dunyalarga siymagan.

Unutmam,unutmam,
Unutmam on men,
Anam,babam,kartbabam
Milletm Tatar eken;

Timurlenk'men Cengizkan
Dort br yaka kol salgan,
Kene onday Celebi Cihan
Tatarlkka bergen can.

Unutma,unutma,
Unutma on sen!
Brlk bolp alshkanga,
Kurtulu kun kelgen.

Bzge aru kun tuwacak
Okszlern cltacak,
Bolevikler cglacak
Karanlk alacak.

Unutma,unutma
Unutma on sen!
Brlk bolp alkanga
Kurtulu kun kelgen.

adunat de la Abdula Readie,1927-2007,nscut in Moneni(Perwel)-Constana
0 # 28 сентября 2012 в 13:17 0
Исмаил ГАСПРИНСКИЙ
ГАСПРИНСКИЙ Исмаил Мустафович (1851-1914). Основоположник пантюркизма, главный идеолог татарского движения обновленчества – джадидизма, публицист, издатель первой татарской газеты «Тарджеман», один из организаторов первой мусульманской партии «Иттифак аль-муслимин».
0 # 29 сентября 2012 в 03:05 0
Tuvan Til (Bekir OBAN-ZADE) [QIRIMTATAR (Krm Tatar) iiriyeti]
DildeBirlik
http://www.youtube.com/watch?v=qDGHOrTmUh4
0 # 29 сентября 2012 в 15:11 0
Номан Челебиджихан, "Здрав бывать вам, татарва..."

Здрав бывать вам, татарва, на войну иду.
Конь мой вертит головой-- будем с ним в аду.
Ради вас я жил-- коли первым попаду
в рай пустой, кого ещё из друзей найду?

Горы рухнули долой, реки разлились:
мы дивились не одни-- ангелы взвились.
Девы в бедах извелись; исстрадался я;
мамки в степь бежав, детей бросили для крыс.

Гляну взад-- житьё бело, смерть-- напереди.
Знамо, короток мой путь чернотой седин.
Перепоны-- не замки, тени мне не в страх--
руки врозь-- "татарин я" ,выдох мой един.

перевод с крымтатарского Терджимана Кырымлы

"Савлукъман къал, татарлыкъ..."

Савлукъман къал, татарлыкъ, мен кетем дженнке,
атымнынъ башы айланды ахирет бетке,
сенинъ ичюн яшадым, сесиз ольсем,
бильмем, насыл кирермен бош дженнетке.

Авдарылды алтавлар, тамурлар ташкъан,
бу ишлерге биз тувул, мелеклер шашкъан.
Хырпалангъан менликлер, хорлангъан къызлар,
баласын ташлап анайлар чёллерге къачкъан.

Артыма бакъсам-- акъ омюр, алдымда-- олюм,
коп узамаз беллиймен къарангъы ёлум.
Къарсамбадан хавф этмей, кольгеден урькмей,
сонъ нефесте "татар" деп, узаныр къолум.

Номан Челебиджихан (1885-1918)
0 # 29 сентября 2012 в 20:49 0
Татароведение


Литература
Произведения

Байрамов Энвер Зубеирович

"Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гаспринский"

http://www.mtss.ru/?page=bairamov3

И тогда, ознакомясь с его, Исмаила Гаспринского, трудами, я убедился в том, что он чистокровный татарин, пламенно любящий свой народ, свою семью, свой край. свои язык, историю, религию, традиции и обычаи, - ни в коем случае не националист, что он с такой же силой любит свою Родину Россию, русский и все российские народы, их языки, традиции и обычаи. С уважением относился к их религиям. Он считал и был глубоко убежден в том, что русские и татары - две составные нации в одном отечестве и вполне могут отлично уживаться друг с другом, уважая все то, что относится к характерным особенностям каждого народа. В качестве примера справедливого решения руководителем государства проблемы мирного и дружественного сосуществования двух, да и других народов, Гаспринский пересказывал в газете "Терджиман" предание о справедливом падишахе. Суть предания заключается в том. что мудрый правитель должен давать равные возможности всем своим подданным, учитывая их национальные и религиозные особенности, язык, обычаи, традиции, кухню и т.д. Если одни люди могут есть свинину другие конину, а третьи собак, то это не повод для ссор, взаимной ненависти и неприязни.

В конце концов, в одном большом доме у каждого может быть своя квартира. Свой котелок. Каждый празднует свой национальный праздник, но для всех и каждого существует одна - единая Родина - Россия, с общей Конституцией, с общими для всех праздниками и знаменательными датами, Так, ныне в дни празднования юбилея Москвы, ни одному москвичу, какой бы он национальности и вероисповедания ни был, не приходило в голову не радоваться этому событию.

Ныне в Москве, соответственно духовным потребностям людей каждой национальности, существуют армянские, корейские и другие школы. И никому не мешают. В каждой школе изучают культуру и быт не только своего, но и других народов.

Также существуют храмы православные, старообрядческие, католические, армяно-григорианские, мусульманские, иудейские, буддийские. Верующие этих вероисповеданий не вступают в конфликты с общероссийским правительством. Однако все эти хорошие, честные и чистые проявления человеческой солидарности в сталинские времена расценивались, как явления преступные.

Чтобы лучше вникнуть в суть деятельности татарского просветителя я решил сам разобраться в исторической обстановке того времени в Крыму. Из книг я узнал, что частые войны в девятнадцатом веке привели полуостров Крым к сильнейшей разрухе. Воинственными ли были татары в те времена? На этот вопрос отвечу стихами А.С. Пушкина, который посетил Крым вначале девятнадцатого столетия:

...Я помню гор
прибрежные стремнины.
Где бедные простых татар семьи
Среди забот и дружбою взаимной
Под кровлею гостеприимной...

...повсюду труд веселый и прилежный
Сады татар и нивы золотой...

...Недавно бедный мусульман
В Юрзуфе жил с детьми, с женою...
Мехмед (так звался он) прилежно, целый день
Смотрел за ульями, за садом
и за домашним виноградом,
Не зная, что такое лень.
Жену свою любил,
Фатима это знала...

Население Крыма сократилось тогда до 75% от своего первоначального количества. Более трехсот разрушенных селений было покинуто населением. Хозяйства крестьян-татар были почти полностью разорены. Они подвергались беспощадной эксплуатации старыми и новыми помещиками. Большое облегчение принесло открытие в 1876 году Лозово-Севастопольской железной дороги. В результате оживилось хлебопашество. Значительное улучшение произошло в садовой промышленности. Возросла урожайность садов. Железная дорога позволила увеличить сбыт соли. Развивались крымские города, возрастала торговля и промышленность. Росло частное землевладение. Однако, увеличивалось количество безземельных крестьян. В 80-х годах безземельных насчитывалось 17461 домохозяйств или 47 % всего крестьянского населения. Местные крестьяне-татары, оказы
0 # 30 сентября 2012 в 08:03 0
http://vkontakte.ru/search?c%5Bq%5D=%D0%AD%D0%BB%D1%8..
Эльдар Сейтаблаев - Мы Татары .
http://vkontakte.ru/search?c%5Bq%5D=%D0%A2%D0%B0%D1%8..
Сейтабла Меметов, Дилявер Сеттаров, Эдип Асанов - слова-Ю.Къандым
Татарлыгъым - догъгъан ерим, Меним тамрымда
http://vkontakte.ru/search?c%5Bq%5D=%D0%A2%D0%B0%D1%8..
Дилявер Османов - Татар бар-ми деп ким сорай
0 # 30 сентября 2012 в 12:39 0
Tatar n-Amdi Giraybay
Tatar n

Tatar aln tefti etip curgende,
Men bu oksz tatarlarn korgende,
Kozya tkip,clamaga balayman,
Cavn kun kozden tben talayman.

Buyk bir ku tabaman men ozmde,
Balq-calq etip can canay kozmde,
al saqall bir qart kele qatma,
Men cer tepip atlanaman atma.

Bir arslanday ba tikleymen turaman,
Sanki cavn qalbinden uraman
Ke temelni ineikmen qazaman,
Yemin etip u szlerni yazaman:

Tatar in cehennemde yanarman,
Tatar in qzl otqa atarman,
Tatar in kolmegimni satarman,
Men Altayn bir eegi Tatarman!

Qol koterip Tatar, Tatar, degende
Tatar qan snrlarga kelgende
Men dnyaga bir cumurdq urarman,
Dumanmn tacn,tahtn qrarman!

Tatar in deryalarn tyarman,
Bir ineni teigine syarman,
Tatar in incerermen,azarman,
Tatar szn batama yazarman!

Tatar in daragaqa aslsam,
Topraq bolp ayaqlarman baslsam,
Cer astnda kene de ay aytarman:
Tatarman dep,men ahretke qaytarman!

Yanvar 25, 1921 Amdi Giraybay
0 # 30 сентября 2012 в 19:13 0
http://qirimtatartili.blogspot.com/2008/12/tatar-ol-t..
Tatar ol Tatarm-smail Bey Gasprinskiy

Tatar olu tatarm, Tp-temelden tatarm.
Ata nz kunnde Adam olan tatarm.
Qrda dop, atl osp, Qmz ile beslengen.
Tatar olu tatarm, Qalqan ile bezengen.
Qrlar maa ola kelgen Vatan ezelden.
in tavnda a aap, Suv iem men dilden.
Bir ayam Asurda, Biri Salr boyunda.
Timur kibi cigitler Bek de koptir soyumda.
Bir selyama, bir ttnge, Bir qrallq satarm.
On eki hana tac berip, Cigit olan tatarm.
Atqa minsem toqtamam, Cian evirgen tatarm.
Ankarada Sultann Esir tutqan tatarm.
smail.
Страницы: Первая Предыдущая 2 3 4 5 6